Говорить о росте рынка в 2010 году могут только самые отчаянные оптимисты. Общая обстановка в строительной отрасли напоминает "затишье перед бурей", поводов к изменению в лучшую сторону пока нет. Оконные компании перешли к "удержанию" ситуации, но получается это не у всех. И хотя громкие "крушения" уже миновали, наблюдается тенденция в медленному умиранию компаний. Здесь есть и объективные и субъективные предпосылки. В последние годы компании жили на "широкую" ногу, рынок рос каждый год, был "сезон" и казалось так будет вечно. Но постепенно оконный рынок стал терять инициативу, постепенно вымывались качественные кадры, изнашивалось оборудование и это не могло не сказаться на ситуации. Кадры ждали постоянного повышения зарплат, не повышать зарплату было нельзя, кадры мигрировали. Поставщики каждый год поднимали цены, абсолютно не обоснованно, клиенты требовали снижения цен каждый сезон и особенно в межсезонье. Прибыль в бизнесе падала и падала, и очень многие этого не видели, ведь все ждали "Сезон", когда с объемами не справлялось ни одно производство. А тут еще и кризис. Скорее всего он приведет отрасль "в соответствие" рыночной ситуации. Окна будут стоить столько, сколько они должны стоить, требования клиентов станут обоснованными, поставщики приведут свои аппетиты в соответствие и в оконной отрасли останутся профессионалы. Я думаю, что через 2 года оконный рынок станет как в Германии - в каждом регионе будет нормальный профессиональный производитель, который в состоянии обслуживать свой регион. Появятся специализированные компании, которые будут хорошо делать специальные окна: алюминий, нестандартные изделия, дерево и т.д. И если смотреть на проблему сезона 2010 года с этой позиции, то его объем не имеет особого значения.