Что происходит с архитектурой Москвы сегодня и какое у нее будущее? Чтобы ответить на этот вопрос, портал ОКНА МЕДИА обратился к творчеству новой волны российских архитекторов.
Молодая архитектура Москвы: реконструкция и малые формы
Творчество молодых, как правило, развивается на площадках с малыми объектами, требующими переосмысления, реконструкции либо относится к преобразованию открытых пространств с помощью необычных и, что важно, небольших по размеру нововведений. Свое вдохновение молодые архитекторы, по их собственному признанию, черпают в наследии русского советского конструктивизма и новых дизайнерских школах Европы.
Часто такая концептуальная обращенность сказывается в названиях рабочих групп проектов. Например, бюро Kleinewelt Architekten ясно обозначило в своем наименовании приверженность малым формам и ориентацию на архитектурный опыт Средней Европы.
По словам архитекторов, за последние несколько лет архитектурный рынок России претерпел значительные изменения. Если раньше новые проекты могли финансироваться только частным инвестором, то сейчас идет активное включение государства в городское строительство и благоустройство. Это отражается на востребованности профессии архитектора и на новых сегментах, с которыми появляется возможность работать. Все чаще молодые профессионалы приглашаются для участия в создании комфортной городской среды, разработке мастер-планов для больших и малых городов России, исследований по созданию комфортной среды обитания в городе. Большое количество проектов связано не только со строительством, но и с реконструкцией устаревших объектов.
Советское наследие и молодые архитекторы: новое прочтение
В доме на Новокузнецкой,7 архитекторы постарались максимально очистить здание от лишних наслоений и подчеркнуть его конструктивистскую основу. Основной акцент пришелся на заново прочтенные окна здания: они стали более выразительными и глубокими.
Свой взгляд у молодых и на идею реновации: по их мнению, советские пятиэтажки, утопающие в зелени, гораздо человечнее, нежели каменные джунгли вознесшихся по краям Москвы новостроек, которые метко прозваны в народе «коррупция, застывшая в камне». Если раньше во главе всего градостроительного процесса стоял архитектор, который принимал решение, советуясь с коллегами, то сегодня все определяет заказчик, и его решение не всегда коррелирует с понятием профессионализма.
Кризис поднял «новую волну» в архитектуре
Установку на творческое преобразование пространства с помощью необычных объектов, где пересекается архитектурная и художественная идея, проповедует выпускник проекта Меганом и владелец собственного бюро WALL Рубен Аракелян. Грамотное преобразование советской застройки, которая на 80-90% превалирует в Москве, - это задача именно молодых. Поэтому в работе своего бюро Аракелян развивает не только проектное, но и исследовательское и образовательное направление. Проект станции метро «Солнцево» и стратегии развития Жуковского, которые ведет архитектор, должны стать воплощением его идей по сбережению пространства и созданию комфортной среды.
Кризис повлиял на перекомпоновку сил на архитектурном рынке. В частности, в результате кадровых сокращений в больших организациях, появились маленькие бюро, готовые быстро выполнять интересные проекты. Одним из таких стало бюро Form, основанное Ольгой Трейвас и Верой Одынь после ее увольнения из Генплана. Оосбой гордостью архитекторов стало переоборудование здания, где разместился офис знаменитого Гаража. Этот исторический объект помнит таких знаменитых архитекторов, как Жолтовский, Лисицкий и бразилец да Коста. Выставочные пространства – «конек» специалистов Form.
Молодые архитекторы: чего им не хватает
Молодые видят в этом объекты искусства и источник вдохновения, а вовсе не суровый балласт, с которым нужно поскорее расстаться. То, что кажется ужасным, со временем становится легендарным, постулирует Вера Одынь. Говоря о проблемах развития архитектуры, основательницы Form фиксируют внимание на том же, что и их коллеги из WALL и Kleinewelt Archtekten: недостаток образования, особенно, в технической части в сфере молодых и «совсем молодых», который необходимо восполнять; переход большой доли заказов из частного сектора в государственный, что и будет определять градостроительство в ближайшее время.
Архитектура сегодня: интерес к прошлому или боязнь перемен
Елена Угловская, партнер проекта Меганом, в отличие от коллег, сконцентрировала свое внимание на ландшафтных зонах. Ее главный объект – проект ландшафтно-парковой зоны Зарядья. Так же, как и архитекторы из других бюро Елена активно ведет исследовательскую работу и настаивает на том, что сегодня формирование вкуса у заказчика и горожан - основная задача архитектора. Но сам архитектор зачастую бывает недостаточно образован и оперирует ограниченным набором клише.
Интерес к пространству как живому объекту, по мнению Угловской, явление среди архитекторов редкое. Понятие живого тесно связано с переменами, а кризис заставляет бояться перемен. Возможно, именно эта установка на «самосохранение» руководит многими профессионалами в их бережливо-ностальгирующем отношении к наследию недавнего прошлого и возвышению понятия «пустоты».
Экоархитектура как новая традиция
Над «оживлением» пространства работает ландшафтный дизайнер Анна Андреева. Общественное внимание к «зеленой теме» и развитие темы на правительственном уровне города (акция «Миллион деревьев» в Москве) способствуют тому, чтобы отрасль начала постепенно складываться и в России. Однако и здесь, при реализации проектов, приходится сталкиваться с недостатком знаний и вкуса у заказчиков и разработчиков. Кристаллизация традиции требует времени и усилий. Пока что зеленые насаждения не воспринимаются как полноправные элементы градостроительной структуры, как «зеленые стены» города, отсюда и многочисленные ошибки к озеленении пространств города.
40% Москвы – это зеленая зона, но функционально она не структурирована. Дворы превращаются в парковки, парки в пустыри. Деревья, высаженные в ведра в центре столицы, не растут, а гибнут, уже через год, так как нуждаются в гораздо большем количестве земли. Приведение в порядок зеленых зон позволит городу дышать. Парк «Садовники», над которым работала архитектор, хороший тому пример.
Что направит архитектуру в будущее: доверят ли стекло молодым
Если подводить итоги тому, как складывается работа молодых в нынешнем градостроительной ситуации, можно увидеть, что большая часть проектов «новой волны» связана с реконструкцией и ландшафтом. «Большая архитектура» достаточно осторожно впускает молодых на свою территорию, что обусловлено боязнью рисков и ошибок. Столичные заказчики предпочитают обращаться к западным гуру при планировании крупных проектов с применением масштабного остекления. В результате 40% недвижимости объектов премиум-класса в Москве возведено с участием иностранных бюро. Однако, безусловно, что приверженность испытанным решениям не только стабилизирует настоящее, но и лишает его будущего.
Поэтому, так или иначе, заказчикам, будь то государство или частный инвестор, придется привлекать к своим проектам молодых архитекторов в гораздо большей степени, чем это происходит сегодня, и именно их видение будет определять ход архитектурного развития в России. Есть большая вероятность, что программа реновации, городского благоустройства, проекты эко-кварталов и развитие деревянного домостроения также будут способствовать «прорыву» молодых в обойму востребованных архитекторов столицы.
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует: Новая архитектура Москвы: возрождение молодых архитекторов
Комментарии(3)
Комментарии(3)
Пару слов о советском наследии - не "советские пятиэтажки, утопающие в зелени, гораздо человечнее", а именно их зелёные уютные дворы с детворой и бабушками у подъездов!
Да да да!!!!Как Вы правы!И прямо ностальгия начала сосать под ложечкой:)Снесут их иничего не останется, даже памяти:) но зато их место займут горделивые высотки, эх
От безработицы и разрухи люди спасаются в Москву. В результате Москва застраивается бешеными темпами, превращаясь в каменные джунгли, а все остальные города России пустеют и разрушаются. И в первом, и во втором случае - не до архитектурных изысков и находок. Вот если бы территории России развивались более равномерно, то и города бы развивались. И рынок окон от этого только выиграл бы.