Архитектурный год AGC: перспектива в объектах Владимира Плоткина

20-03-201711:00
Компания: AIG / Раздел: Бизнесу

В стенах арт-пространства Винзавод прошел второй по счету мастер-класс от ведущих российских архитекторов в рамках проекта AGC Архитектурный год. На этот раз свое видение градостроительного искусства представил руководитель Творческого Производственного Объединения «Резерв» Владимир Плоткин. Подробности в материале ОКНА МЕДИА.

Прозрачность и глубина: аристократичная архитектура Плоткина 
© Фотобанк Лoри
 
Фото: Владимир Плоткин в проекте AGC Glass Russia Архитектурный год © фото предоставлено AGC Glass Russia

В основу своей лекции Владимир Ионович Плоткин, член правления МОСА, поставил понятие перспективы. Именно вокруг этого архитектурного термина были собраны проекты, на примере которых автор раскрыл ведущие принципы своей профессиональной методологии.

Открытый горизонт, городские окна, прозрачность внешней оболочки, за счет которой возникает пространственная глубина и многоплановость и выявляются функции внутреннего устройства элементов здания, – три базовых приема, которые стали главными для представленных в лекции объектов. Именно эти черты можно назвать отличительными свойствами работ архитектора и определенными столпами, на которых строится его творческое кредо.

Пресса часто называет Плоткина «самым элегантным» или «самым аристократичным» архитектором России и приписывает эти же свойства его «чуть холодноватой, сдержанной архитектуре». 
© Фотобанк Лoри
 
Фото: штаб-квартира Олимпийского комитета России, вид из двора на юг; проект ТПО Резерв награжден Премией © ТПО «Резерв»

Действительно, список проектов Плоткина отличает обилие строений так называемых «больших объемов» с лаконичным силуэтом и полным отсутствием декоративности. Это здания, поражающие масштабностью и размерами. Так же, как и характерные для них огромные стеклянные фасады.

В представленных на лекции примерах архитектурных объектов стекло как строительный материал явно лидировало. Обоснованием этому послужила, по признанию автора, тема лекции – перспектива, - предполагающая обращение к таким приемам, как «эффект парения» и сплошная прозрачность фасада, которые открывают панорамный вид на ландшафт и позволяют обыгрывать рельеф, снимая преграды между строениями и горизонтом.

Базовой установкой для возведения зданий Плоткин называет восприятие объектов в перспективе, что, в свою очередь, означает «сквозное видение» и восходит к значению самого слова: умение и возможность понимать, видеть «через» и «насквозь».  
© Фотобанк Лoри
  
Фото: проект Мосгордумы – принцип прозрачности и многоплановости © ТПО «Резерв»

Такое видение предполагает использование системы специальных архитектурных приемов. Сам Плоткин называет «матричную систему с функциональной и тематической начинкой» - основополагающей для проектирования всех своих объектов. Красноречивым примером «прозрачного», открытого видению конкурсного объекта является проект здания Думы в комплексе «Москва-Сити», где внешняя структурная сетка строения заключает в себе  пространственное наполнение здания. Такая структура воплощает идею прозрачности парламентской работы и одновременно ассоциируется с внутренней активной работой мышления. Вполне естественно, что стекло играет в реализации проектов подобной тематики ведущую роль, так как напрямую воплощает концепцию прозрачности и открытости, одновременно решая необходимые технические задачи внутри и снаружи здания. 
© Фотобанк Лoри

Фото: Большой Египетский Музей в Гизе © ТПО «Резерв»

Внутренняя структура, раскрывающаяся стороннему взгляду, руководит и внешним обликом Большого Египетского Музея в Гизе – также одного из масштабных творений Плоткина. Фасад здания, его «матричная оболочка» эксплицирует тематическое наполнение объекта – по горизонтали, - и временную соотнесенность тем экспозиций – по вертикали.

Открытый горизонт: сила пространств и объемов

Возможности использования приема «открытого горизонта» были продемонстрированы на примере здания штаб-квартиры Аэрофлота. Полностью открытый уровень первого этажа и возносящаяся над ним 25-метровая консоль с зеркальной поверхностью фасада претворяют идею прозрачности и парения в материальном объекте. Здание словно повторяет движение самолета, поднимающегося над взлетной полосой. Открывающийся горизонт и стеклянный фасад придают огромной массе архитектурного «лайнера» легкость и невесомость. Цельное восприятие этого грандиозного по размерам объекта также во многом обусловлено расположением: он просматривается при стремительном движении по магистрали и практически лишен какого-либо архитектурного окружения. 
© Фотобанк Лoри

фото: Штаб-квартира компании «Аэрофлот». В остеклении объекта использовано специальное солнцезащитное стекло Stopsol Supersilver Clear AGC с зеркальным эффектом для создания особой атмосферы приватности внутри помещения © AGC Glass Russia

Вторым по объемности проектом является здание Пассажирского порта в Санкт-Петербурге – петербургский Морской фасад. Протяженность его стеклянного фасада продиктована внушительными размерами круизных лайнеров: гостей города, прибывающих  с воды, встречает почти 500-метровая стеклянная «стена» с прорезями. 
© Фотобанк Лoри
 
Фото: Здание морского фасада Санкт-Петербурга © ТПО «Резерв»
 
Задачей архитектора, помимо самого здания вокзала, стала организация фарватера и нового, прилегающего к нему района. Длина строения подсказала и использования одного из любимых приемов Плоткина: прорезание «городских окон» в фасаде здания. Пустоты-прорези дробят глухую стену терминала и позволяют соединить его с городом, а наземную территорию – с морем. Интересно, что здание расположено на одной линии с Невским проспектом и, таким образом, и реально, и символически, продолжает функцию Адмиралтейства в центре.

Тема «городских окон» находит активное применение и в жилых объектах архитектора. Использование проемов в стенах позволяет обогатить силуэт здания, сделать его более свободным и легким. 
© Фотобанк Лoри

Фото: Дом яхтсмена © ТПО «Резерв»

Применяется подобный подход и в малом строительстве. В одном из загородных проектов замечательно соединились несколько «противоречивых» приемов, решающих разные задачи: скрыть и показать. Глухая стена дома закрывает хозяев от внешнего мира, а прорезь в стене позволяет взгляду выходить в пространство и чувствовать связь с миром. Прозрачная стена во внутренний двор открывает доступ к саду.
© Фотобанк Лoри
 
Фото: проект Теннисного клуба (в составе национального центра им. Хуана Антонио Самаранча) © ТПО «Резерв»

Самым «долгоиграющим» и сложным в его работе объектом, по признанию архитектора стал Теннисный корт на Ленинградском шоссе. В этом проекте соединились все характерные для Плоткина приемы: прорези, стеклянные галереи, тема открытого горизонта. Последняя решается  с помощью наклонных крыш и стилистики стел - скошенных граней. Вид на проспект и Химкинское водохранилище изнутри здания делает восприятие его объема легким, несмотря на обширность пространства.

Пространственное переживание: игра  с перспективой

Перспективное переживание архитектуры – это то, к чему должен стремиться зодчий, по мнению Плоткина, и то, к чему архитектор должен приводить своего «зрителя», городского жителя. Искусством создания такой перспективы на чувственном уровне в совершенстве владели средневековые итальянские зодчие, и сегодня, увы, это мастерство можно считать почти утраченным и требующим возрождения. В своих объектах мастер старается воплотить этот средневековый навык «перспективного видения».

Одно из самых сложных пространственных решений было реализовано в ЖК Сколково-Парк. Множественность градостроительных ограничений (близость правительственной резиденции и сложность рельефа) почти заставила бюро отказаться от этого проекта, однако в результате комплекс с витиеватым изогнутым силуэтом открыл свои двери и смотровые площадки новым владельцам.
© Оknamеdia

Фото: ЖК Сколково © ТПО «Резерв»

Связь с рекой и общей перспективой легла в основу конструирования комплекса. Основная его часть повернута на запад. С верхних этажей можно видеть удивительный фасад штаб-квартиры Сколково, спроектированной знаменитым американцем Аджайе. 
© Оknamеdia

Фото: проект премиум-класса ЖК Сколково стал финалистом сразу нескольких международных премий в номинации «Многоквартирный дом» © ТПО «Резерв»

«Кривая» жилого комплекса, прорезанная свободными пространствами между домами, формирует устойчивую визуальную и физическую связь с поймой р. Сетунь. При движении пешехода вдоль фасада создается оптическая иллюзия закручивания здания в спираль. 
© Оknamеdia

Фото: план-макет парка Зарядье в городском контексте © ТПО «Резерв»

Великолепным примером работы с перспективой стало предложение ТПО «Резерв» в конкурсе на ландшафтно-градостроительную концепцию Парка Зарядье. В основе концепции – работа с рельефом, нацеленная на пространственное объединение значимых городских фрагментов. Четыре уровня-террасы выделяют различные по тематике и функции зоны: бельведер с обзором Москвы-реки; историко-культурную зону с церквями; пешеходную прогулочную зону; событийное пространство для проведения мероприятий на самом нижнем уровне каскада. 
© Оknamеdia

Фото: проект Филармонии парка Зарядье награжден премией Архсовета Москвы за 2016г. в номинации "Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта общественного назначения". Выразительность фасадов достигается благодаря светопрозрачным конструкциям - в остеклении здания использовано мультифункциональное просветленное стекло Energy NTon Clear vision AGC © ТПО «Резерв»

Под проезжей частью набережной в конкурсном проекте «Резерва» предполагался широкий пешеходный пассаж, выходящий на уровень воды. Таким образом, река должна была «приводить» прибывших с воды посетителей непосредственно в зеленую зону Зарядья через парадный причал. По мнению экспертов, создание органичной связи берега и воды в проекте Плоткина явилось удачным, простым и элегантным градостроительным предложением и поэтому было включено в реализуемый проект парка.
© Оknamеdia

Фото: застроенный участок полуострова ЗИЛ в декабре 2016 года

Пространственные решения организуют и 21-й участок ЗИЛ-арта. Большие «городские окна» в фасадах комплекса призваны соединить бульвар и музейную площадь, где планируется разместить амфитеатр для уличных  мероприятий. Две пластины комплекса, представляющие из себя башни, в одном крыле комплекса, и сплошное строение с прорезью, в другом, должны сообщать зрителю ощущение свободы и открытости. 
© Фотобанк Лoри

Фото: Парламентский центр РФ в Нижних Мневниках © ТПО «Резерв» Эту же задачу решает и проект здания Парламента в Нижних Мневниках, где все внутренние помещения – залы конференций, заседаний, рекреационные зоны – будут помещены во внешнюю прозрачную оболочку из стекла, что создаст эффект парения большого объема и позволит символически выразить идею прозрачности законодательной деятельности. Здесь также будет реализована структура из двух «пластин» - архитектурных блоков комплекса, связанных и одновременно разделенных «городским окном» между ними.

Будущее архитектуры: вопросы и ответы 
Рассуждая о будущем архитектуры в ответах на многочисленные вопросы зала, В. И. Плоткин отметил, что вовсе не настаивает на тотальном триумфе архитектуры «больших объемов». По мнению мастера, масштаб здания должен быть обусловлен его предназначением, условиями среды и «творческим заданием». Как и при выборе материала, ведущим здесь оказывается принцип уместности. 
В любом случае, с точки зрения Плоткина, будущее градостроительства за тонким восприятием ландшафта, его возможностей, соотнесением среды и рукотворного объекта. Это «чувство пространства», так естественно и органично присущее средневековым итальянским зодчим, может при известной доле труда превратить и здания современных архитекторов в творения, которые в будущем захочется сохранить для истории.
Следующий public talk в рамках проекта «Архитектурный год» AGC пройдет 30 марта. С темой «Архитектура и / или конъюнктура» выступит следующий участник масштабного образовательного проекта – Михаил Хазанов, российский архитектор, руководитель «Персональной творческой мастерской архитектора Михаила Хазанова».
Бесплатная регистрация http://agc-info.ru/architecturalyear/marchРассуждая о будущем архитектуры в ответах на многочисленные вопросы зала, В. И. Плоткин отметил, что вовсе не настаивает на тотальном триумфе архитектуры «больших объемов». По мнению мастера, масштаб здания должен быть обусловлен его предназначением, условиями среды и «творческим заданием». Как и при выборе материала, ведущим здесь оказывается принцип уместности.

Рассуждая о будущем архитектуры в ответах на многочисленные вопросы зала, В. И. Плоткин отметил, что вовсе не настаивает на тотальном триумфе архитектуры «больших объемов». По мнению мастера, масштаб здания должен быть обусловлен его предназначением, условиями среды и «творческим заданием». Как и при выборе материала, ведущим здесь оказывается принцип уместности.

В любом случае, с точки зрения Плоткина, будущее градостроительства за тонким восприятием ландшафта, его возможностей, соотнесением среды и рукотворного объекта. Это «чувство пространства», так естественно и органично присущее средневековым итальянским зодчим, может при известной доле труда превратить и здания современных архитекторов в творения, которые в будущем захочется сохранить для истории.

Следующий public talk в рамках проекта «Архитектурный год» AGC пройдет 30 марта. С темой «Архитектура и / или конъюнктура» выступит следующий участник масштабного образовательного проекта – Михаил Хазанов, российский архитектор, руководитель «Персональной творческой мастерской архитектора Михаила Хазанова».

   

Портал ОКНА МЕДИА рекомендует прочитать:

 

 

Комментарии(2)

Комментарии(2)

Окна в вашем городе

+7 (800) 500-40-33(звонки по России бесплатно)Рассчитать онлайнУслуга бесплатна