Энергоэффективность неразрывно связана с вопросами экономического роста и обеспечения энергетической безопасности. Вот почему это направление актуально для многих стран, в том числе и для России. О значении энергоэффективности и назревших реформах в экономике, рассказывает портал ОКНА МЕДИА.
Энергоэффективность — постановка проблемы
Последние десять лет экономисты уделяют большое внимание вопросам энергоэффективности. Рост энергопотребления и ограниченные запасы природного топлива заставляют человечество искать новые способы получения энергии, а также пути экономии полученной энергии, что способствует развитию отрасли энергосберегающих технологий. Одним из ответов на запрос рынка стали энергосберегающие окна.
Стоит отметить, что запрос этот исходит как со стороны крупного и среднего бизнеса, так и со стороны рядовых потребителей.
Мировое сообщество и проблемы энергосбережения
Мировой уровень потребления энергоресурсов растет с каждым годом примерно на 1%. Необходимость рационального использования энергии вынуждает правительства многих стран принимать соответствующие меры.
К тому же глобальное изменение климата неразрывно связано с количеством парниковых газов, сбрасываемых в атмосферу. В 2015 году 196 государств подписали климатическое соглашение, которое пришло на смену «Киотскому протоколу» и действует с ноября 2016 года. К Парижскому климатическому соглашению присоединились более 80 государств, в том числе Индия, Китай, США и основная часть стран ЕС. Россия планирует ратифицировать соглашение не ранее 2019–2020 годов. В настоящее время ведется подготовка необходимых документов.
Помимо этого в 2014 году на заседании Генеральной ассамблеи ООН был принят глобальный проект по ускорению и развитию энергосберегающих технологий во всем мире в разных сегментах экономики (строительство и транспорт, производство бытовых приборов и электрооборудования, центральное отопление).
Законодательно принятые международные документы указывают на заинтересованность мировых лидеров в решении вопросов энергоэффективности.
Лидером по развитию и внедрению энергосберегающих технологий остается Европа. Европейские страны являются главными авторами многих инициатив в сфере энергосбережения, и это не только экономическое, но и политическое решение, поскольку некоторые страны буквально директивно отказываются от развитых секторов энергетики, например, Германия и Швеция, сворачивая деятельность своих АЭС задолго до истечения сроков эксплуатации ради безопасности и развития альтернативной энергетики.
Лидером по решению поставленных задач энергоэффективного использования природных ресурсов является Китай. Правда, справедливости ради стоит отметить, что Китай также активно развивает у себя различные направления энергетики, вводит в строй электростанции на разнообразных источниках: СЭС, ГЭС, АЭС и др.
Согласно исследованию эко-энергетической эффективности экономики государств, в котором были проанализированы 209 стран, эко-энергетическая эффективность экономики России значительно уступает Великобритании и Франции — почти в 2-2,5 раза. Это означает, что Россия затрачивает большое количество энергии на производство единицы продукции, при этом сильно воздействуя на окружающую среду. Первые места по эко-энергетической эффективности занимают Великобритания, Италия и Германия. Их экономика наиболее эффективна в плане соотношения объема ВВП, влияния на окружающую среду и расходам энергии.
В РФ в сентябре 2016 года была принята "дорожная карта" мероприятий по повышению энергоэффективности в сегменте строительства, в частности, предъявляются новые требования энергоэффективности, которым должны будут соответствовать новостройки. Строительство домов, соответствующих этим параметрам, позволит жильцам экономить на коммунальных платежах.
Система ЖКХ и энергоэффективность в России
ЖКХ — одна из базовых отраслей экономики. Система ЖКХ позволяет получать жизненно необходимые услуги (воду, тепло, свет), обеспечивая не только население, но и промышленность необходимыми ресурсами на всей территории РФ. При этом сектор коммунального хозяйства — одна из наиболее затратных областей экономики. В России годовой оборот в сегменте ЖКХ составляет более 4,1 трлн рублей или более 5,7% от ВВП России.
Общая протяженность коммунальных сетей в России превышает 900 тыс километров (водоотведение – 192 тыс километров, водоснабжение – 571 тыс километров, теплоснабжение – 174 тысячи километров). Модернизация коммунальных сетей требует больших финансовых вливаний на ремонт, обслуживание, модернизацию. Исторически сложилось, что затраты на систему ЖКХ в России превышают получаемые от нее средства.
Ежегодно из бюджета РФ в отрасль дотируется около 40 млрд рублей, так как темпы роста затрат в разы превышают производительность, что и приводит к убыточности ЖКХ и дотациям из бюджета. С одной стороны, выделение дотаций из бюджета поддерживает отрасль, что необходимо для обеспечения бесперебойного функционирования, с другой стороны сочетание дотаций с частной собственностью на элементы коммунального хозяйства негативно сказывается на развитии отрасли и не способствуют ее модернизации в плане эффективного и рационального использования материальных и финансовых ресурсов.
Износ коммунальных сетей по всей России превышает 50%, а в некоторых регионах доходит и до 95%. Высокий процент аварийности из-за плохой технической оснащенности, низкая квалификация специалистов и устаревшие технологии прокладки коммуникаций приводят к большому проценту потери коммунальных ресурсов (до 40% воды и тепла по отдельным регионам), к тому, что большая часть ресурсов до конечного потребителя просто не доходит. Таким образом, потребитель платит за то, что в конечном итоге не получает, а за эффективность используемых ресурсов никто не отвечает — слишком глобальная сфера экономики.
Потери тепла в типичном многоквартирном доме значительны, так, около 47% потерь тепла приходится на горячее водоснабжение, около 31% - на инфильтрацию воздуха и примерно 20-40% на потери тепла через окна, крыши и стены. Низкая энергоэффективность здания зачастую закладывается уже на стадии проектирования, так как при массовом строительстве используются часто самые дешевые материалы, обладающие высокой теплопроводностью. Получается, что здания фактически «отапливают улицу», и потребители платят за отопление улицы, а не своего жилища.
К тому же в домах отсутствует система автоматического регулирования температуры отопления, что приводит к духоте, когда температура за окном повышается, и, как результат, к открытым окнам зимой.
В России из-за низкой эффективности использования производства и транспортировки энергии на единицу жилой площади расходуется в 2-3 раза больше энергии, чем в западноевропейских странах. Существенное отличие России от этих стран заключается в субсидировании тарифов на электроэнергию для населения за счет промышленных предприятий.
Система теплоснабжения считается самой сложной и дорогостоящей в структуре отечественного ЖКХ и составляет около 60-75% цены от всех коммунальных платежей. Примерно у 32,7% теплосетей закончился срок эксплуатации, и эти мощности требуют замены. Обветшалая коммунальная система, большая часть которой состоит из оборудования и технологий еще советских времен, не позволяет качественно предоставлять услуги населению. Из-за этого происходят частые отключения горячей воды, отопления.
Потери ресурсов в системах жизнеобеспечения превышают нормативные, что ведет к завышенным тарифам на услуги ЖКХ. Отсутствие регулируемого тарифного ценообразования, массовое обеднение населения при отсутствии целостной системы социальной поддержки беднейших слоев препятствуют поступлению частных инвестиций в сферу ЖКХ, особенно в малых и средних городах. Это мешает развитию отрасли и повышению качества предоставляемых услуг.
За последние 10 лет стоимость услуг ЖКХ в России росла в среднем на 6,5 – 7% в год.
В Европе система учета оказанных коммунальных услуг абсолютно прозрачна и регулируется согласно приборам учета. То есть европейские граждане фактически платят только за те услуги, которыми они реально пользуются. В России приборы учета устанавливаются только на горячую, холодную воду и электроэнергию, к системе отопления это не относится. Получается, что независимо от расхода тепла цена на отопление остается фиксированной, что приводит к нерациональному использованию тепла и высокой стоимости услуги для потребителя.
В России власти понимают необходимость регулирования тарифов ЖКХ для населения, но решительных шагов в этом направлении не предпринимается. Так, в последние годы предел роста тарифов на коммунальные услуги не превышал 4%, но фактически эти требования не выполняются. Тарифное регулирование в РФ нуждается в капитальном пересмотре.
Энергоэффективность ТЭЦ и альтернативная котельная
Модернизация российских ТЭЦ и повышение их энергоэффективности позволит снизить затраты на производство энергии, и, соответственно, цену на энергию для потребителей.
Ценовая политика ТЭЦ установлена без учета характеристики потребителя (его удаленности и величины), реальных потерь тепла в коммунальных сетях и без учета стоимости транспортировки и сезонной гибкости.
Система теплоснабжения находится в неудовлетворительном состоянии. Ежегодно требуется замена 4% от общей протяженности теплосетей, однако заменяются по факту лишь 2,5%. Отсюда неуклонное увеличение процента неисправных, ведущее к росту аварий, и как следствие отключению тепла и горячей воды в домах и на предприятиях.
Проблема еще и в том, что отечественная система ЖКХ строилась как единый механизм, рассчитанный на единого собственника – государство. Механическое дробление в ходе приватизации привело к ослаблению взаимосвязей между различными элементами этого механизма. Нынешние российские собственники жилищно-коммунального хозяйства, в отличие, скажем, от европейских, не участвовали в создании комплекса ЖКХ, а приобрели его фрагменты в готовом виде. Зачастую они просто не в курсе состояния сетей, кроме того, унаследованная от 90-х психология предполагала быструю выкачку всей возможной прибыли из доставшегося участка, вывод полученных средств, а потом банкротство и бегство с передачей изношенного хозяйства и многомиллионных долгов государству или другому собственнику. Таких примеров среди российских управляющих компаний предостаточно.
С другой стороны, часть населения (в частности, в сельской местности) отреагировала на реформы 90-х воровством электричества и воды, а также уклонением от платежей.
В настоящее время в нашей стране в процессе подачи тепла участвуют разные организации: одна производит, другая поставляет населению, третья осуществляет сбор денег с потребителей (исключение составляют частные котельные). Энергоэффективности теплоснабжения добиться проще, если одна организация будет контролировать всю цепочку поставки тепла. Оптимизировать, управлять и контролировать монополию по производству и транспортировке тепла легче, чем координировать работу разнообразных организаций. При этом необходимо госрегулирование тарифного ценообразования во избежание резкого и неоправданного скачка цен.
Один из вариантов по повышению энергоэффективности теплоснабжения – альтернативная котельная. В качестве теплоисточника на локальном уровне альтернативная котельная может обеспечить небольших потребителей, позволяет отказаться от услуг сторонних теплоснабжающих организаций. Мощность такой котельной составляет от 25 до 50 Гкал/час. Стоимость строительства может быть заложена в тариф на тепло, и после покрытия затрат на ввод котельной в эксплуатацию, тариф может быть существенно снижен. При этом важно документально закрепить принцип образования тарифов и контролировать ценообразование на государственном уровне для того, чтобы частные котельные не могли устанавливать высокие тарифы в ущерб интересам потребителя, а также необходимо учесть возможность предоставления выбора поставщика услуг.
По заявлениям экспертов, широкое применение альтернативных котельных помогло бы увеличить вложения в теплоэнергетику. Сейчас главным источником денег для теплоэнергетики является тариф на тепловую энергию, который сдерживается государством и не позволяет окупить самые насущные затраты. Для привлечения инвестиций в сферу энергетики и теплоснабжения необходима в первую очередь прозрачная схема объектов теплоснабжения и гарантия возврата инвестиций. Применение альтернативных котельных позволило бы дать такие гарантии.
С другой стороны, оборудование высокого давления, размещенное в отдельном здании требует соблюдения норм безопасности, содержания обслуживающего персонала. Именно с точки зрения энергоэффективности единый и мощный теплоисточник выгоднее, чем множество маленьких. Однако непрозрачная система расчета тарифов и запутанные взаимоотношения участников рынка делают индивидуальный теплосточник (альтернативную котельную) более экономным решением.
Стратегию альтернативной котельной правительство обсуждает не первый год, и новая модель теплоснабжения до сих пор не реализована из-за опасения роста тарифов и цен на тепло. Но если сейчас не начать реформирования и модернизации системы теплоснабжения, то через 5-10 лет можно получить полностью разрушенную систему теплоснабжения, которая, во-первых, потребует совершенно других затрат, в разы превышающие затраты на данном этапе, а во-вторых, резко поднимет градус общественного недовольства.
Как реформа ЖКХ отразится на оконном рынке
Реформирование отрасли ЖКХ напрямую затронет и оконный рынок. Окно в доме является одним из основных источников потерь тепла. Старые окна теряют около 40% тепла. Реформа ЖКХ способна стать мощным стимулом для роста рынка энергосберегающих окон, так как у потребителей появится личный интерес к установке окон, для оптимизации энергетических и финансовых затрат. При установке приборов учета тепла и в условиях формирования цены за коммунальные услуги согласно фактическому объему потребляемых ресурсов, потребность в установке энергосберегающих окон возрастет, так как потребитель сможет увидеть выгоду для себя в денежном эквиваленте.
Кроме того принятие "дорожной карты" намеченных реформ и в связи с этим требования к повышению энергоэффективности новых зданий увеличит рост спроса на энергосберегающие окна.
Таким образом, если реформа ЖКХ воплотится в жизнь, и потребитель, и производители, и продавцы оконных конструкций получат обоюдную выгоду, которая для потребителей будет выражаться в экономии потребляемых ресурсов и, как следствие, в снижении расходов на оплату коммунальных услуг, а для производителей и продавцов это выльется в рост прибыли и развитие производства.
Необходимые меры в отрасли ЖКХ
Системе ЖКХ необходима глубокая модернизация. Прежде всего, следует развивать и регулировать механизмы взаимодействия государства и частных организаций, обеспечить приток инвестиций в отрасль и прозрачные схемы формирования тарифов на коммунальные услуги. Также необходимо настроить систему учета технического состояния всех систем и объектов ЖКХ.
Внедрение систем учета всех коммунальных услуг позволит потребителям реально видеть, за что они платят, позволит снизить потребление и расход ресурсов. Если счетчики на воду и электричество сегодня стали нормой, то приборы учета теплоэнергии пока не слишком распространены и только поквартирная разводка системы отопления позволит перейти на индивидуальный учет потребляемого тепла, что поможет самим потребителям регулировать энергозатраты в зависимости от потребностей.
Реновация и возведение зданий по энергосберегающим технологиям позволит в разы сократить потребление энергии, что ведет к выгоде как для частного потребителя, так и для бизнеса ЖКХ. Модернизация тепло- и водопроводных сетей с использованием современных материалов (полимерные трубы, различные виды утеплителей и оболочек для существующих трубопроводов) способны увеличить срок эксплуатации трубопроводов в три-четыре раза.
Мероприятия по повышению энергоэффективности отрасли ЖКХ на данном этапе требуют огромных финансовых вливаний и неизбежно повлекут за собой рост тарифов на услуги ЖКХ, но данный процесс предлагается рассматривать как долгосрочные инвестиции в будущее, конечной целью которых является снижение тарифов и более рациональное и эффективное использование коммунальных ресурсов.
Отрасль ЖКХ стала восприниматься как «черная» дыра экономики. Реформа отрасли давно назрела и требует срочных мер по принятию и реализации. Плачевное состояние коммунального хозяйства тормозит развитие всей экономики и снижает ее конкурентоспособность. Для проведения реформы нужна политическая воля и господдержка. Реализация реформы создаст новые рабочие места и может стать новой точкой для роста экономики РФ и оконного рынка.
ОКНА МЕДИА рекомендует: Новые требования к окнам ПВХ в Белоруссии
Комментарии(1)
Комментарии(1)
Хватит уже писать о связи окон с энергоэффективностью, это всё равно, что спорить сколько значащих цифр после запятой ставить в числе ПИ - 3,14 или 31415926535.....