ФАС заявила о создании демоверсии реестра крупных производителей стройматериалов. Для чего он разработан и поможет ли сдерживать рост цен, в материале портала ОКНА МЕДИА.
Какие производители вошли в реестр ФАС
11 ноября 2021 года на брифинге с компаниями-членами Ассоциации европейского бизнеса глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Максим Шаскольский заявил о создании демоверсии реестра крупных производителей основных и вспомогательных стройматериалов, которые работают на территории РФ. Решение о его создании было принято еще в сентябре, о чем свидетельствует информация, размещенная на официальном сайте ведомства от 13 сентября.
В реестр будут входить компании, которые занимают доминирующее положение в своем сегменте (доля более 35%) и напрямую влияют на ценообразование следующей продукции:
- кирпич;
- цемент;
- газобетон;
- арматура;
- листовое стекло;
- битум;
- минеральная вата;
- первичные полимеры;
- древесные материалы;
- лакокрасочные материалы;
- кровельные материалы;
- нерудные материалы.
Для каких целей создается реестр крупных производителей стройматериалов
Ситуация, связанная с пандемией COVID-19, неблагоприятным образом отразилась на экономике страны и доходах граждан. Для поддержания строительной отрасли как основного драйвера экономики и создания благоприятных условий для покупки гражданами жилья, с апреля 2020 года в стране начала действовать программа льготной ипотеки на новостройки. Но рост цен на новые квартиры поставил под вопрос продолжение программы и свел на нет все преимущества низких процентов по ипотечному кредиту. На это были вынуждены обратить внимание федеральные власти.
В ответ на претензии застройщики возложили ответственность за ситуацию на металлургов, которые взвинтили цены на металлопродукцию. Изделия из металла занимают в себестоимости строительства жилого дома 15-20%. Рост цен на них продолжился и в 2021 году.
С начала текущего года в среднем цены увеличились на 50%. Существенно подорожала стальная арматура – самая затратная статья расходов.
Перед ФАС была поставлена задача разобраться в данном вопросе. К тому же, за 1-е полугодие 2021 года в ведомство поступило в общей сложности более 600 обращений по поводу роста цен на различные стройматериалы.
Правительством РФ было издано Распоряжение № 2424-р от 2 сентября 2021 года об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в РФ на 2021-2025 годы. В нем ФАС предписано «обеспечить мониторинг и контроль реализации Национального плана».
ФАС совместно с Федеральной налоговой службой (ФНС) по всей территории России провели мониторинг цен на стройматериалы и во многих случаях выявили необоснованное завышение цен из-за картельных сговоров монополистов на отдельных рынках стройматериалов.
Появились первые дела против производителей по факту нарушения Федерального закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Чтобы в дальнейшем не допустить подобной ситуации, ведомством было принято решение работать на опережение – оперативно мониторить изменение цен и принимать соответствующие меры. Для этих целей и создан реестр крупных производителей стройматериалов. Он поможет отслеживать результаты экономической деятельности крупных производителей стройматериалов и проверять обоснованность изменения цен на их продукцию. Ведомство будет оперативно реагировать на нарушения. Глава ФАС при этом отметил, что меры будут вводиться не сразу по факту выявленных цифр, а только после углубленного анализа.
Как действия ФАС могут коснуться оконного рынка
В реестр будут внесены крупные производители флоат-стекла и первичных полимеров, что уже имеет отношение к оконному рынку. В сентябре текущего года ФАС после анализа ситуации на рынке листового стекла уже заводила дела в отношении крупных производителей флоат-стекла. Возможно, отсутствие роста цен на стекло в последующие месяцы стало следствием этих действий ФАС.
Еще одним основным материалом, к которому остается много вопросов в плане цены, является ПВХ. Рост цен на него превышает рост цен на другие стройматериалы. В ноябре 2021 года средняя цена на смолу составила 190 тыс. рублей за тонну, что на 216% выше цены ноября 2020 года (88 тыс. руб./т). Рост цен на ПВХ ведет к удорожанию основных комплектующих для производства пластиковых окон и дверей – оконного и дверного профилей. Весь прошедший год цена на ПВХ росла не из-за возросших затрат производителей, а по причине дефицита и, как следствие, роста цен на мировых рынках. Это позволяет российским производителям «задирать» цены, получая сверхприбыли. Стоить отметить, что ПВХ используется не только в оконной отрасли, но и в строительстве в целом. По этому вопросу уже были обращения, но до сих пор ФАС не принял никаких мер.
Новый рост цены на смолу начался в ноябре после 3-месячной фиксации цены. Это произошло фактически после окончания сезона спроса на ПВХ как в строительстве, так и на оконном рынке. С конца года производители оконного и дверного профиля начинают покупать ПВХ для производства своей продукции «на склад», чтобы в следующем году обеспечивать переработчиков – производителей окон и дверей. Таким образом, рост цены на ПВХ уже сейчас обернется отложенным ростом цены на конечную продукцию – окна и двери в следующем году. Попадут ли в реестр, созданный ФАС, и производители ПВХ? Вопрос остается открытым.
Решит ли создание реестра проблему необоснованного роста цен на стройматериалы?
Создание реестра крупных производителей стройматериалов и оперативный мониторинг роста цен на их продукцию окажет определенное сдерживающее влияние на чрезмерные «аппетиты» желающих заработать на благодатной конъюнктурной среде. Однако это вряд ли решит проблему в принципе. После введения временных экспортных пошлин на металлопродукцию эксперты выразили мнение, что это не принесет желаемого результата, пока мировые цены на сталь будут оставаться высокими. Российский рынок стали контролируется несколькими монополистами, которых не остановят такие меры.
В самом Национальном плане развития конкуренции указывается, что конкуренция не развивается в должной мере по следующим причинам:
- Высокая доля государственного сектора в экономике;
- Монополизация рынков;
- Олигопольный характер рынков;
- Недостаточная доля малого и среднего бизнеса;
- Ограниченный доступ к инфраструктуре.
Это снижает экономический «иммунитет» страны по отношению к глобальному экономическому кризису, который развивается в настоящее время.
Создание реестра крупных производителей стройматериалов можно отнести к позитивному фактору. Однако это полностью не решит проблему роста цен. Она имеет более глубокие корни – внешние факторы оказывают давление на цены на основные стройматериалы, которые провоцируют рост цен и на другие позиции.
Создание условий для более расширенной конкуренции подготовит благодатную почву для сбалансированного уровня цен на многие виды стройматериалов. Однако, если рассмотреть такие материалы, как ПВХ, металлопродукция и стекло, вряд ли здесь удастся создать более широкую конкуренцию. Высокие затраты на производство, сложная технология, глубокая мировая интеграция – все это могут позволить себе только крупные игроки. В условиях рыночной экономики государство не будет «душить» такие компании, так как они дают стране хорошую валютную выручку. Ситуация на этих рынках полностью стабилизируется после ее стабилизации в мире. Но госструктуры могут оказывать определенное давление, не позволяя монополистам переходить «красные линии» в своих аппетитах и ставить под угрозу экономическую стабильность в стране. Своевременный мониторинг ценообразования и соответствующие меры со стороны государства призваны не допустить выхода ситуации за пределы здравого смысла.
Комментарии(0)
Комментарии(0)