Крытый рынок Markthal в Роттердаме (Нидерланды) – яркий пример объекта «нового» времени, где органично совмещены историко-культурные традиции, инновационные технологии и материалы, а также ключевые понятия эргономичности, «зеленый» подход и передовой креативный дизайн. Какую роль сыграли светопрозрачные конструкции, футуристическое остекление и красочная роспись в прогрессивном дизайне рынка Markthal, рассказывает портал ОКНА МЕДИА.
Ешь, живи и смотри: идея Markthal
Внешний облик Markthal имитирует вход в сердце города, напоминая о временах Триумфальных арок, с одной стороны, и традиционных арочных формах для крытых рынков, с другой. Вся конструкция вытянулась на 120 м в длину, 70 м в высоту и 40 м в ширину. Арка-крыша, подобно улью, начинена жилыми помещениями: в Markthal расположено 228 апартаментов, в том числе, двадцать четыре пентхауса.
Неожиданное конструктивное и функциональное решение делает эти квартиры чрезвычайно привлекательными для всех, кто жаждет постоянно находиться в самой гуще событий и при этом не терять созерцательного настроя: окна квартир выходят либо на внутренний рыночный двор, где с 8 утра до 8 вечера кипит оживленная торговля снедью со всех концов света.
С внешней стороны мжно любоваться видом на лучшие городские пейзажи с внешней стороны арки, например, на шикарный архитектурный ансамбль знаменитых кубических жилых построек Пита Блома или готическую церковь Святого Лаврентия и реку Маас.
Внимание к нуждам просто горожанина-жителя - в центре конструктивных и дизайнерских решений "суперголландской архитектуры". Эта черта свойственна и другим национальным архитектурам: скандинавской или японской. Однако голландцы вывели заботу о человеке на первый план. Интерес к "маленькой жизни", похоже, истинно голландская черта, заметная еще на картинах Брейгеля. Это делает работы местных дизайнеров востребованными по всему миру и в век высоких технологий.
Остекление для гурманов
Комплекс Markthal – первый в мире проект, где объединены рынок и жилые квадраты, - был открыт самой королевой Нидерландов 1 октября 2014 года и сразу стал одним из символов Роттердама.
Внутренняя поверхность арочной конструкции обшита алюминиевыми панелями с целью шумоизоляции, торцы здания закрывают стеклянные фасады, где в качестве каркаса и креплений используются стальные тросы. Такое конструктивное решение позволяет также повысить энергосбережение, предохраняя внутреннее пространство от холодов и осадков. В то же время, за счет обилия светопрозрачных конструкций в здании обеспечивается достаточный доступ естественного освещения, а полностью прозрачные торцевые стены создают ощущение легкости, открытости и проницаемости объекта.
Стекло играет важную конструктивную роль в обустройстве квартир: окна кухонь, столовых, кладовых выходят во внутреннее пространство арки и имеют специальное тройное остекление, как и проемы в полу, для защиты от шума рыночной площади.
Markthal: преемственность и национальный дух
По внутренней поверхности фасада арки, на перфорированные панели из алюминия, нанесены масштабные изображения фруктов, овощей, даров моря, насекомых. Эта огромная инсталляция площадью 11 000 М 2 – плод трудов двух голландских художников Арно Кунена (Arno Coenen) и Ирис Роскам (Iris Roskam). Их гигантское полотно под названием («Рог изобилия»), и содержанием напоминает посетителям о связи современного дизайна с культурной традицией голландских мастеров натюрморта, которые запечатлевали снедь и еду, наделяя каждый объект на полотне особым символическим смыслом.
Преемственность и национальный дух – отличительные черты суперголландского подхода к архитектуре, наряду с эргономичностью, энергосберегающим подходом и высокотехнологичностью.
Рог изобилия: начинка Markthal
Архитекторы современного Markthal также не ушли от символизма: спускаясь вниз и поднимаясь вверх на эскалаторах, посетители рынка наблюдают экспозицию под названием «Лестница времени». Выставка повествует об истории родного города.
Среди огромных изображений еды и в контексте исторического пунктира человек ощущает себя маленькой песчинкой, тем не менее, прочно соединенной с прошлым и будущим города. Игра объемов в соединении с легкостью, которую придают зданию светопрозрачные конструкции, немного снижают градус эгоцентризма и тем самым создают иронический эффект восприятия человеком самого себя.
Всего под крышей рынка спрятано более ста торговых киосков, поражающих изысканностью и широтой ассортимента съестных припасов с привычными и необычными названиями; супермаркет Albert Heijn; двадцать продуктовых магазинов; огромный муниципальный паркинг, велосипедная парковка на восемьсот мест и образовательный центр, посвященный культуре питания «Мир вкуса».
«Суперголландский» дизайн родом из СССР
Проект рынка осуществило голландское бюро MVRDV, основанное в 1991 году учениками знаменитого голландца Рема Коолхааса, который задал направление развития всей архитектуре третьего тысячелетия, работающей в условиях глобального капитализма, меняющейся политической и экологической ситуаций и получившего специальное название - SuperDucht.
Интересно, что истоки направления берут в советском конструктивизме 20-годов ХХ века, которое, в силу исторических причин, не прижилось в России, зато распространилось по всему миру, и теперь мы впитываем инновационные идеи градостроительства из-за рубежа. Так, бюро MVRDV предложило впечатляющий проект реконструкции парка «Зарядье» в Москве с опорой на потребности обычного жителя, ландшафт, климатические условия и сезонные изменения региона.
Все работы бюро основываются на внимании к среде обитании, «чувстве места», и тщательно учитывают критерии энергоэффективности. По последнему показателю проект Markthal удостоился сертификата Very Good в британском рейтинге BREEAM. На реализацию проекта в Роттердаме ушло 175 млн евро.
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует:
Планетарий Hemisferic: фасадное остекление в городе XXII века
Первый небоскреб 90-х годов Синий зуб достроят в Москве
Экологическое здание для налоговых органов в Нидерландах поразит остеклением фасада
Комментарии(0)
Комментарии(0)