Статья будет интересна собственникам и
руководителям компаний в России, которые
закупают продукцию, комплектующие
или сырье из Европы и других стран.
Российская экономика и оконная отрасль, несмотря на санкции, все равно остаются зависимыми от импортных поставок из Европы. Какие кардинальные изменения происходят в международной логистике, как изменились международные транспортные коридоры доставки грузов в Россию, читайте в аналитическом обзоре ОКНА МЕДИА. В 1-й статье речь пойдет о международных грузоперевозках в Россию, а во 2-й о перевозках внутри России.
Тектоническое сдвиги в международной логистике грузоперевозок в Россию
Международная логистика стала первой жертвой санкций в отношении России. В конце февраля 2022 ЕС полностью закрыл небо для российских самолетов. Параллельно развивалась морская блокада со стороны европейских портов и контейнерных операторов. Под частичный запрет попали ЖД-перевозки. Отдельный удар пришелся по автотранспорту – наиболее популярному способу доставки грузов из Европы и обратно. Фурам с российскими и белорусскими номерами закрыли въезд на территорию ЕС. По данным российской Ассоциации международных автоперевозчиков (АСМАП), работу на европейском направлении прекратили около 3000 компаний-автоперевозчиков.
Отключение ряда российских банков от SWIFT затруднило расчеты по экспорту и импорту и затронуло всю транспортную цепочку – перевозчиков, экспедиторов, агентов.
Как изменилась логистика доставки грузов по международным транспортным коридорам
Автомобильные грузоперевозки с Европой – косвенный реэкспорт
Несмотря на то, что для прямых поставок грузов из Европы приняты заградительные меры, российский бизнес нашел способы обхода ограничений. Существуют 3 разновидности косвенного реэкспорта товаров из ЕС в Россию:
«Перепродажа на таможенном складе в ЕС»
Европейский экспортер заключает контракт на поставку товара с компанией-посредником из дружественной для России страны. Сам груз сразу отправляется в направлении России через одну из прибалтийских стран. Фура там заезжает на таможенный склад, на груз делается новый контракт между компанией-посредником и российским покупателем. По нему фура фактически с «перепроданным» грузом и новым пакетом документов выезжает из ЕС на территорию России.
«Перепродажа в пути»
«Перепродажа в пути» – способ косвенного реэкспорта товаров из ЕС в Россию без заезда на склад. Он представляет собой фактическую перепродажу товара из Европы практически непосредственно во время передвижения фуры.
«Ложный транзит»
Заключается контракт на поставку товара из ЕС в какую-нибудь 3-ю страну. Водитель при этом прокладывает маршрут в эту страну через Россию. Фура выезжает из ЕС, и после пересечения границы РФ заезжает на местный таможенный склад, где происходит «перепродажа» российскому потребителю. Соответственно привезенный товар уже не едет в изначально указанную в первичном контракте страну, а остается в России.
Надежность такой «логистики» не всегда предсказуема из-за существующих сложностей и даже рисков:
- Высокие аппетиты транспортных компаний-посредников. Помимо процедурных накладных расходов (транспортные услуги и таможенное оформление), такие компании хотят за свои услуги от 5% до 10% от общей суммы договора на поставку;
- Перевозчик может неожиданно отказаться от транспортировки груза;
- На границе ЕС бывают сложности – дотошный таможенник может заподозрить неладное, например, почему выбран такой маршрут и задержать выезд из ЕС, чтобы детально разобраться.
Международные транспортные коридоры доставки грузов в Россию
До введения антироссийских санкций страны запада занимали основную долю объемов российских экспорта и импорта – около 55%. В 2023 году импорт и экспорт между Европой и Россией в 2023 году сократился до беспрецедентных масштабов – на 50%.
Cанкции привели к изменению географии экономического сотрудничества России с другими странами и формированию новых международных логистических коридоров.
Основными транспортными коридорами становятся:
1. Транспортный коридор «Север-Юг»
Международный транспортный коридор «Север-Юг» от Санкт-Петербурга до Мумбая, расстояние 7200 км через Каспийское море, обеспечивает связь России с государствами Персидского залива, Индией и Пакистаном. Пока коридор функционирует в ограниченном масштабе, но может стать отличной альтернативой перевозке грузов по Суэцкому каналу. Например, груз из Индии в Россию по Суэцкому каналу идет 30-45 дней, а по коридору «Север-Юг» –18-30 дней. Перевозка грузов осуществляется по 3 маршрутам:
- Транскаспийский морской маршрут по МТК «Север-Юг» (через порты – Астрахань, Оля, Махачкала до иранских портов – Бендер-Энзели, Бандер-Амирабад, Ноушехр и туркменского порта Туркменбаши).
Для полноценного функционирования коридора властям необходимо вкладывать средства в развитие портов и паромного сообщения по Каспийскому морю. В Астраханской области активно строится современный контейнерный терминал, открытие которого запланировано на начало 2024 года. На астраханских судоверфях в мае 2023 года заложили 4 сухогруза-контейнеровоза, которые будут ходить по Каспийскому морю. Согласно планам властей, спустить на воду планируется 25 судов. Ведутся работы над углублением Волго-Каспийского канала до 4,5 метров, работы завершатся до конца 2023 года. Махачкала становится стратегически важным городом. Это единственный незамерзающий глубоководный порт на Каспии. Махачкалинский морской порт получает грузы из Индии, Ирана, Китая. Далее грузы идут по ж/д ветке или автодорогам.
- Восточный сухопутный маршрут по МТК «Север-Юг» с железнодорожным и автомобильным сообщением: Аксарайская (Астраханская обл.) - Болашак (Казахстан) - Инче-Боран, (Иран) - Бендер-Аббас (Иран). По нему осуществляется перевозка контейнерных и навалочных грузов. Наиболее перспективный с точки зрения дальнейшего грузопотока. Для его развития необходимо реконструировать ж/д дорогу.
- Западный сухопутный маршрут по МТК «Север-Юг» железнодорожный и автомобильный: Астрахань-Махачкала (Россия) - Самур (Азербайджан) - Бендер-Аббас (Иран). Необходимо вкладывать средства в развитие ж/д транспорта. Представители Ирана в мае 2023 году анонсировали скорое начало строительства железнодорожного участка Решт-Астара (162 км недостающего участка ж/д дороги по территории Ирана). 26 октября вице-премьер РФ Алексей Оверчук сообщил, что компания, которая была определена с российской стороны для строительства данного железнодорожного участка, приступила к подготовительным работам по реализации проекта. Не менее важным фактором роста западного маршрута станут мероприятия по модернизации инфраструктуры на территории России. Речь идет о развитии железнодорожного пункта пропуска Дербент и строительстве новой железнодорожной станции Самур II на границе с Азербайджаном.
В рамках пятилетнего плана предусмотрено строительство и реконструкция 10 объектов федеральных трасс общей протяженностью примерно 220 километров. В их числе – обходы Волгограда, Астрахани, Гудермеса, Владикавказа, Махачкалы, Дербента, Хасавюрта. Финансирование на 2023-2027 годы составит 137,4 млрд рублей.
Ожидается, что к 2030 году объем российских грузов по коридору «Север-Юг» вырастет более чем в 2,7 раз – с текущих 14,5 млн тонн до 41 млн тонн.
Первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов отметил, что транспортный коридор «Север-Юг» – крупнейший геополитический и геоэкономический инфраструктурный проект текущего десятилетия.
2. Транспортный коридор «Восток-Запад»
Этот международный транспортный коридор создает прямой выход грузам из России в дальневосточные российские морские порты и на пограничные переходы на границе с КНДР, Китаем, Монголией и Казахстаном:
- Транссиб – самая длинная железная дорога в мире, длина маршрута 9289 км. Это 2-х путная железная дорога. В городе Артем Приморского края планируется построить крупнейший сухой порт в России, его запуск запланирован в сентябре 2024 года;
- БАМ (Байкало-Амурская магистраль) – протяженность 4324 км. БАМ пролегает по территории Иркутской области, Забайкальского края, Амурской области, Республик Бурятии и Саха (Якутия), Хабаровского края. В настоящее время двухпутная железная дорога построена от Тайшета до Лены (704 км) и однопутная – от Лены до Таксимо (725 км). На остальном участке БАМа построена однопутная железная дорога с тепловозной тягой.
В планах властей продлить ж/д ветку от Транссиба через Монголию и Западный Китай. Возможными нитками зарождающегося коридора могут стать уже существующие федеральные трассы: Новосибирск-Барнаул-Бийск-Горно-Алтайск-Ташанта и Красноярск-Абакан-Кызыл.
В рамках второго этапа РЖД предстоит построить на Восточном Полигоне 280 объектов. При этом движение будет запущено в конце 2024 года, а 2-й этап планируется закончить в 2025 году – после открытия движения будет выполнен набор определенных завершающих работ.
До конца 2024 года пропускную способность Восточного полигона, куда входят БАМ и Транссиб, планируется увеличить с 75 до 180 миллионов тонн.
3. Транспортный коридор «Северный морской путь»
Протяженность маршрута Северного морского пути (СМП) – 5600 км. Это кратчайший путь с западной части РФ в восточную. Проходит через бассейны Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского морей и частично Тихого океана (Берингово море). Маршрут в 2 раза короче, чем через Суэцкий канал.
В августе 2022 г. правительство утвердило план развития Северморпути до 2035 года. В планах развития – модернизация и создание 14 портов от Мурманска до Владивостока.
Утверждены планы-графики создания нового ледокольного и транспортного флота ледового класса, всего 153 судна. Сейчас в акватории СМП работают 7 атомных ледоколов Росатома, и до 2030 года планируется построить еще 5 таких судов.
Общий объем финансирования программы развития Севморпути до 2035 года составит 1,8 трлн рублей. Севморпуть разгрузит Восточный ж/д полигон и даст экономию при поставках в Китай.
4. Транспортный коридор доставки грузов из Турции через порты Черноморского бассейна
За 2023 год Россия увеличила товарооборот с Турцией более, чем 2 раза. Турция стала основным транзитным хабом для доставки грузов морем из Европы, Африки, Индии и Латинской Америки. Товары из Турции в Россию и обратно поступают в основном морем.
Контейнерные перевозки по Черноморскому бассейну выросли на 70% в 3 квартале 2023 года в сравнении с аналогичным периодом 2022 года. По объему перевозок порты Черноморского бассейна сохраняет лидирующие позиции в России. Время в пути от Стамбула до Новороссийска или Туапсе около 48 часов.
Власти Краснодарского края ожидают, что в ближайшие 5 лет в портах Черноморского бассейна будут реализованы инвестиционные проекты более, чем на 0,5 трлн рублей. Бизнес вкладывается в долгосрочное развитие нового транспортного коридора через Новороссийск, Туапсе.
5. Автомобильный транспортный коридор доставки товаров из Турции
Через Грузию
Отправка грузов из Турции в центральные и восточные регионы России осуществляется автомобильным транспортом. Маршрут проходит через Грузию (через Трабзон по E70 и далее по территории Грузии и Абхазии или только по территории Грузии. В Россию такие грузы въезжают через Владикавказ в Северо-Кавказском округе.
Увеличение пропускной способности КПП Верхний Ларс несколько облегчило ситуацию на текущий момент.
Перевозки по данному маршруту осложняют погодные катаклизмы. На границе с Грузией можно надолго застрять в пробках из-за непогоды. Около 90 дней в году трасса закрыта или труднопроходима для грузовиков. К 2024 году власти Грузии планируют закончить строительство 9 км трехполосного тоннеля под Крестовым перевалом, которые исключить форс-мажорные перекрытия трассы из-за сходов лавин и плохих погодных условий.
Через Азербайджан и Иран
Другой менее популярный маршрут из Турции в Россию идет через: Стамбул (Турция)-анклав Нахичевань (Азербайджан) - Иран - Баку (Азербайджан) - Махачкала (Россия).
Особенность маршрута в том, что он не зависит от погодных условий, как через Грузию, а проходит через анклав Нахичевань в Азербайджане, затем небольшую часть пути по территории Ирана, а затем опять перемещается на основную территорию Азербайджана и оттуда в республику Дагестан. Таможенный контроль фурам приходится проходить по несколько раз.
Скорость доставки грузов через Азербайджан и территорию Ирана по расстоянию маршрут значительно длиннее, чем через Грузию, но безопаснее за счет обхода проблемных из-за климатических условий горных маршрутов.
Рост цен на автомобильные и морские грузоперевозки с Европой из-за санкций
Рост цен на доставку товаров из Европы связан с тем, что теперь доставлять грузы в Россию могут лишь немногие компании, а затраты на обслуживание транспорта увеличились. Логистика стала более сложной и включает промежуточные страны. Время доставки и затраты в процессе перевозки выросли. Как результат – рост цен на международные перевозки.
Цены на перевозки из Европы в Россию после введения санкций резко увеличились, но потом произошла коррекция. Например, стоимость перевозки тентованной еврофуры объемом 90 м3 из Берлина в Москву для несанкционного груза раньше составляла около 2,5 тыс. евро, с введением санкций она выросла до 8 тыс. евро, а в 2023 году опустилась до – 4 тыс. евро (рост 1,7 раза). Цена перевозки санкционного товара по этому маршруту выросла до 15 тыс. евро/фура (рост – в 6 раз).
Стоимость и рост международных автомобильных грузоперевозок
Из Европы в Россию, 2022-2023*, тыс. евро
* Данные на октябрь 2023 года
Вывод
Введение масштабных западных санкций против России, в том числе заградительных мер в вопросе транспортной логистики, вынудили участников экономической деятельности искать обходные пути поставок из Европы и прокладывать новые транспортные маршруты в другие страны.
Эти действия можно сравнить с «тектоническими сдвигами» в некогда монолитно отлаженной международной транспортной логистике, ориентированной на западные страны.
Турция становится новым логистическим «хабом», связывающим Россию со странами Европы, Ближнего Востока и Азии. Каспийское море, порты Черноморского бассейна и территории вокруг него приобретают новое ключевое значение в международной логистике.
Роль России резко возрастает при формировании новых международных транспортных коридоров. Развитие Северного морского пути позволит России занять важную роль в международной логистике и предложить отличную альтернативу перевозкам через Суэцкий канал. Развитие Восточного коридора через расширение Трансиба и БАМа и продление веток в Китай, еще больше усилит роль России, как связующего звена между Востоком и Западом.
Прокладка новых логистических маршрутов дает огромный потенциал для строительства и реконструкции российских портов, автомобильных и ж/д дорог, а также создания огромного парка транспортных средств – от автомобильной техники до гигантских океанических судов, в том числе ледокольного типа.
P.S. Во 2-й статье речь пойдет о ситуации с автомобильной грузовой логистикой по России – почему стоимость логистики серьезно выросла за 2023 год.
Комментарии(0)
Комментарии(0)