Кто не помнит бумажные ленты, которыми заботливо заклеивались школьные и домашние окна в преддверии холодов в далеком советском прошлом? Или ватин, которым прокладывались двойные деревянные рамы, с серебристыми блестками или «дождиком» поверху, застревавшими там в Новый год ровно на двенадцать месяцев, до следующего декабря? Старые скрипучие окна, как и доставшиеся нам в наследство от эпохи СССР жилье - «хрущевки» и «брежневки», принято больше ругать, чем поминать добрым словом. Но так ли далеко мы ушли от советской типовой застройки на самом деле? Историю градостроительства великой страны и ее отголоски в современном жилищном строительстве прослеживает портал ОКНА МЕДИА.
Мало кто помнит сейчас, за исключением специалистов, что идея постройки миллионов квадратных метров, заключенных в правильные кубические формы, лишавших любого новосела права казаться особенным, в действительности спасло миллионы людей, оставшихся без крыши над головой в послевоенные годы. Претензия на индивидуальность прагматично заменялась «социальной гарантией» - обеспечить каждого труженика советской страны энным числом обязательных квадратных метров личного пространства и причитающихся им удобств.
фото: страница из прошлого наглядно повествует от чего и куда планировалось идти при новой застройке
В эти удобства входили не только диковинный для многих, переживших войну, персональный санузел и душ, а часто и ванная, но и то, что принято называть красивым словом «инфраструктура»: шаговая доступность транспорта, библиотек, школ, кинотеатра. «Точкой отсчета» был житель каждой квартиры. По отношению к нему делались все замеры в окружающей среде.
фото: мечта шестидесятников - квартира с новой обстановкой в минималистском стиле
Заметим, что жилье строилось с учетом ожидаемой «нагрузки»: возникавшие тут и там новые районы должны были отвечать многочисленным нормам, стандартам и ГОСТам, в частности это касалось такого параметра, как плотность населения. Микрорайон должен был располагаться между магистралями и не пересекаться ими в целях безопасности маленьких жителей – ребенок, по замыслу проектировщиков, должен был иметь возможность без малейшего риска для жизни сам дойти до ближайшего детского сада или школы в случае необходимости.
Временное жилье в эпоху индустриализации
фото: одна из мастерских в Институте Генплана Москвы в 50-е годы
Важно отметить, что блочное пятиэтажное жилье возводилось как «временное» с перспективой его сноса и постройки нового, более комфортабельного варианта. Маломерные «распашонки» с крохотными кухнями позволяли быстро расселить сотрудников НИИ, заводов, фабрик из бараков вокруг предприятий, которые, начиная с 30-х годов двадцатого века росли как грибы после дождя, согласно установке партии на индустриализацию и массовое переселение жителей деревень в города. Квартирное советское строительство, однако, по ряду причин начало бурно развиваться не в тридцатые, а лишь в послевоенные пятидесятые и шестидесятые.
Всесоюзное совещание строителей в 1954 году определило новый курс на экономное и эффективное строительство. В Скандинавию и Германию для получения необходимого опыта были направлены соответствующие специалисты, они же переводили нужные зарубежные работы и помогали адаптировать европейский опыт к советским реалиям. На тот период соотношение жилого и нежилого строительства было 100 к 50 против современных 100 к 20-25, что обусловливалось бурным возведением промышленных предприятий почти в каждом городе страны.
фото: так должен был выглядеть центр Москвы согласно проектам 34-го и 44-го годов
Романтичные эскизы городов будущего, которые страстно и самозабвенно рисовали архитекторы конструктивистских двадцатых, так и остались мечтой и почвой для вдохновения. На смену авангардным изыскам пришел Генплан, который четко и скрупулезно предусматривал, где, кому и сколько жилья нужно построить.
фото: схема зеленых районов юго-запада Москвы в 1960-е годы (из книги Ожегова С. С.)
Госплановский размах был прерван крушением СССР. Скажем, предусмотренная им замена «хрущевок» и «брежневок» на обновленные альтернативы так и не состоялась в положенные восьмидесятые по причине того, что страна была занята другим. Ее руководство занимало самоопределение и демократические ценности.
Хрущевки и дома-корабли советского прошлого
фото: дома-стены в одном из микрорайонов Риги
Пятьдесят лет назад советские проектировщики брали на вооружение идеи самых прогрессивных архитекторов, которые бы могли помочь в решении насущных, прагматичных задач. Здесь можно увидеть и отголоски «жилищных комбинатов» двадцатых годов с их продуманным «набором» опций для каждого жильца, и прообраз «города-сада» Э. Говарда, писавшего в своей книге о городах без трущоб, и прототип «рабочих городков» Э. Мая, родом из тридцатых, где уже явно прослеживается контур всем знакомых микрорайонов современности. Не стоит забывать и о влиянии идей швейцарца Корбюзье, работавшего в СССР в начале 30-х годов: он вдохновлялся идеей дома-корабля, где вся жизнь протекает на усеянных многочисленными развлечениями и культурно-спортивными центрами «палубах»-улицах, а в «каюты»-квартиры жители отправляются только для того, чтобы выспаться. Метраж советского квартирного наследия заставляет возвращаться к образу «кают» Корбюзье постоянно.
фото: типовые пятиэтажки
В арсенале советской застройки оказались не только типовые пятиэтажки. В шестидесятые и семидесятые годы жилищный ассортимент, особенно в бывших республиках Союзах, где зачастую было больше возможностей для экспериментов в силу удаленности от Центра, пополнился многоэтажными кирпичными башнями. Причем в ход шел не только белый, но и «элитный» красный либо желтый кирпич, что вносило разнообразие в однотонные экстерьеры советских улиц. Наряду с точечными зданиями популярностью стали пользоваться так называемые многосекционные постройки, или дома-«стены» (они же дома-«корабли»), - пяти-, девяти- и двенадцатиэтажные. Среди новых домов можно было найти и «небоскребы». Так в Риге был построен 23-этажный дом из литого бетона, в основе проекта которого лежала французская разработка. В свое время этот дом считался лучшим на территории всего Союза.
фото: дома советской эпохи из "модного" желтого кирпича
Постепенно стало возникать и расти кооперативное строительство, которое допускало индивидуализированные архитектурные решения, в рамках установленных норм. «Кооперативный» дом всегда было легко определить по отличиям в этажности, материале либо по фасадным особенностям.
Окна на стену: девелоперы вместо Генплана
фото: современные микрорайоны еще ближе к идеям Корбюзье и Мая, чем проекты прошлого
Коммерческое современное строительство последних десятилетий, развернувшееся после смерти эпохи «социальных гарантий», тем не менее почти во всем базируется на идеях, проработанных и сведенных в единую систему, архитекторами пятидесятых. Пожалуй, мы приобрели большую свободу в выборе – за свои деньги, разумеется. Жилье стало более комфортабельным, при условии, что обои не начнут отклеиваться, а потолок осыпаться из-за «минимизации расходов» застройщика. Метраж, безусловно, вырос и варьируется практически до бесконечности. Старые скрипучие окна заменили изящные и уже привычные белоснежные ПВХ-окна или алюминиевые конструкции. Панорамное остекление, о котором мало кто мог мечтать тридцать лет назад, простирается на самые прекрасные горизонты вширь и ввысь.
фото: на смену коммуналкам пришло "уплотнение" на уровне возведения все новых зданий
Правда, лишь до тех пор, пока практичному девелоперу в обход Генплана, который давно позабыт не придет в голову освоить территорию старого парка непосредственно напротив и не разрыть котлован под новый поражающий воображение проект под красивым впечатляющим названием. Или - городское правительство не сочтет целесообразным проложить новую трассу прямо под окнами новостройки, квартиры в которой продавались под лозунгом самого тихого и экологичного района. Правил и гарантий нет никаких. Тогда панорамное остекление и прекрасные окна будут выходить уже не на обширные горизонты и жить придется в неожиданных декорациях. Либо, как вариант, отстаивать свое право на оплаченную зеленую зону в суде.
фото: сегодня застройка становится все более плотной и напоминает пчелиные соты (г. Красноярск)
Станет ли процесс градостроительства реально плановым и управляемым, покажет время, но то, что он и жители города нуждаются именно в таком строительстве - несомненно. Отчасти на усиление подконтрольности качества застройки должен сработать закон об обязательном применении BIM-технологий. Но этого явно недостаточно. Одно точно: и потребитель, и рынок, в том числе и рынок окон, только выиграют от соблюдения норм и стандартов: именно следование им определяет качество жилья за рубежом, и именно они помогали строить районы, которые формируют пространство наших городов до сих пор.
Портал ОКНА МЕДИА рекомендует прочитать: Жертвы перестройки: летающие балконы
Оконщикам спутает карты перенос утверждения генплана Новой Москвы
Комментарии(0)
Комментарии(0)