© Фотобанк Лoри
Интервью с Генеральным директором РусВинила - Гюнтером Надольны.В беседе с представителями портала ОКНА МЕДИА г-н Надольны рассказал о ситуации на рынке ПВХ-сырья, об итогах 2016 года и планах на будущее.
В 2014 году открылся завод «РусВинил». Оконный рынок с нетерпением ждал этого события. У предприятия два акционера – СИБУР и бельгийская компания Solvay. В каких пропорциях распределены доли?
- Вы правы, у компании РусВинил есть два учредителя - это СИБУР и Solvayчерез компанию SolVinHolding Nederland B.V. Каждый участник владеет равными долями – совместного предприятия. У Solvay идея построить предприятие по производству ПВХ в России возникла в 2005-2006 гг. На тот момент Россия была самым быстрорастущим рынком. Исходя из ситуации тех лет, ожидалось, что емкость рынка ПВХ к моменту запуска предприятия составит более 1 млн тонн тонн ПВХ в год. Это уже потом, начиная с 2013 года, рынок начал сокращаться. Собственно, в 2005-2006 Solvay начал поиск надежного российского партнера. Параллельно у СИБУРа возникли планы по созданию мощностей по производству ПВХ. Как видите, намерения компаний совпали. То, чем «РусВинил» является сегодня, - заслуга обоих акционеров. СИБУР - крупная и сильная российская нефтехимическая компания. Solvay - лицензиар, который предоставил уникальную технологию. Синергия наших учредителей позволяет нам быть самым современным предприятием в области производства ПВХ, эффективным и экологически безопасным.
В предприятие было вложено более 60 млрд рублей. Через сколько лет окупятся инвестиции?
- Сроков окупаемости я вам, конечно, называть не стану. Важно то, что средства инвестировались правильно. Российский рынок ПВХ снова начнет расти, как только будет преодолен экономический кризис, и будет расти высокими темпами. С точки зрения областей применения ПВХ, Россия отстает от стандартов других стран. Помимо производства оконных профилей, есть еще такие перспективные на мой взгляд сегменты, как производство труб, пленок, листов. В сравнении с другими странами, использующими ПВХ в перечисленных сферах, здесь есть, куда расти.
Сколько поливинилхлорида «РусВинил» выпустил в 2016 году?
- Объем производства ПВХ составил 305 тыс. тонн: 282 тыс. тонн С-ПВХ и 23 тыс. тонн Э-ПВХ. Номинальные мощности завода составляют 330 тыс. тонн ПВХ в год. Таким образом, в 2016 году объем производства составил порядка 92% от наших номинальных мощностей.
Какую долю «РусВинил» занимает на рынке ПВХ-С в России? Какая доля вашего ПВХ-С идет на оконный ПВХ-профиль?
- Как правило, доля рынка, на которую может рассчитывать предприятие, равна ее доле в суммарном объеме существующих производственных мощностей страны. В России в 2016 году емкость рынка суспензионного ПВХ составляла около 820 тыс. тонн., суммарные производственные мощности - около 900 тыс. тонн. Основываясь на этом принципе, не сложно сосчитать, какую долю рынка занимает «РусВинил», и даже какой процент нашей продукции идет на экспорт.
Вы много работали в других странах, расскажите, как там развиваются рынки оконного ПВХ-профиля?
- Обычно в мире развитие оконного рынка идет двумя-тремя волнами. Первая волна - это дешевые оконные профили, которые сменяет однокамерный стеклопакет, далее через некоторое время двухкамерный. Период «смены волн» занимает примерно 20 лет. За это время производитель продает профиль два или три раза. В России я наблюдаю иную ситуацию. Новое жилье сдается с так называемыми черновыми окнами. И их практически сразу меняет на окна ПВХ владелец новой квартиры, понимая, что жить с такими окнами – просто разочарование. К слову, по нашим наблюдениям, в настоящий момент сегмент оконного ПВХ-профиля имеет самое сильное падение по сравнению с другими сферами применения поливинилхлорида. В кризис потребитель больше внимания уделяет стоимости продукта. Если сейчас вы предложите экологически безопасные пластиковые окна с двухкамерным стеклопакетом, который пропускают меньше CO2, то вам ответят, что мы просто хотим окна подешевле.
Также падение связано и с тем, что на рынке профильных систем идет перераспределение объемов от одного игрока к другому, меняются их доли. Ситуация изменится, когда оконный рынок опять начнет расти.
Мы, в свою очередь, не сидим и ждем изменений на рынке, но активно реагируем на происходящее: разрабатываем и проводим адаптацию марок под различные сферы применения ПВХ.
© Фотобанк Лoри
Какие факторы оказывают влияние на рост себестоимости ПВХ-С на вашем предприятии?
- Основной фактор, влияющий на себестоимость - это стоимость основного сырья; в нашем случае это этилен, соль и электричество. Прочие ресурсы и другие виды сырья на себестоимость оказывают незначительное влияние, но играют большую роль в качестве продукции. Для «РусВинила» и его акционеров сохранение высоких стандартов качества – принципиальный момент.
Вместе с дефицитом ПВХ-С растет и его стоимость. Будет ли эта тенденция продолжаться? Продолжится ли рост цен на ПВХ в 2017 году? Насколько цены в России отличаются от мировых?
- Что касается мирового рынка ПВХ, то аналитики прогнозируют в 2017 году рост цен в сравнении с 2016 годом. Однако, сложно сказать, будет ли ситуация складываться подобным образом на российском рынке. Тут влияние оказывает множество факторов: цена на нефть, стоимость сырья, величина спроса, наличие доступных объемов на рынке.
Насколько российские цены отличаются от импорта? Выгодно ли экспортировать?
- Экспорт зависит от валютных ставок, но сразу скажу, что для нас интерес представляет внутренний рынок. «РусВинил» построен в России для того, чтобы обеспечивать именно российский рынок. И мы абсолютно точно не планируем снижать загрузку мощностей, как бы ни складывалась ситуация на российском рынке. Качество нашей продукции соответствует мировым стандартам и открывает нам возможности экспорта, которые мы продолжим реализовывать по мере необходимости и продолжительности кризиса. Но по большому счету, наше присутствие на рынке экспорта невелико. Мы отправляем лишь 10-15% продукции на экспорт, в те страны, где особо требуется эта продукция, например, в Индию, в Турцию, в страны Средиземноморья.
В России традиционно присутствует дефицит ПВХ-С, который не подвержен ни кризисам, ни изменению ситуации на рынке. Какие планы по развитию предприятия в будущем? Планируется ли увеличение мощностей суспензионного ПВХ?
- Всему свое время. Конфигурация нашего комплекса рассчитана под потенциальное увеличение мощностей до 500 тыс. тонн ПВХ в год. И мы оставляем за собой эту возможность. Решение будут принимать наши акционеры в зависимости от того как будет складываться рыночные условия. Чтобы эффективно спланировать инвестиции, необходимо спрогнозировать ситуацию на несколько лет вперед; российский рынок ПВХ должен снова начать расти. Пока время для такого проекта не настало.
Планируете ли Вы экструдировать оконные ПВХ-профили или, может быть, какой-то другой продукт?
- У нас была в прошлом году такая первоапрельская шутка. В реальности мы не планируем развивать собственную экструзию ПВХ-профиля и заниматься бизнесом наших клиентов. Мы - промышленное предприятие с крупнотоннажным производством высококачественного полимерного сырья. Это наш бизнес.
Как давно Вы возглавляете предприятие? Были ли Вы до этого знакомы с нефтехимической отраслью?
- Я не уверен, что я и сейчас ее знаю досконально - здесь всегда есть, чему поучиться. Но я много лет в этом бизнесе. Более 30 лет я работал на проектах группы Solvay, половина из которых была связана с производством ПВХ. Я работал в таких странах, как Германия, Италия, Мексика, Южная Корея, Бельгия, Таиланд. В России на проекте СИБУРА и Solvay с 2011 года.
© Фотобанк Лoри
Как много времени Вы проводите в России? Ваша семья живет здесь или в другой стране?
- Здесь я живу уже пять лет. Моя супруга время от времени приезжает в Россию, но постоянно она живет в Германии. Наши дети уже взрослые, и живут собственной жизнью, в России они также побывали. Более 25 лет, начиная с 33-летнего возраста, я провел в разных странах, и при этом вся моя семья всегда была со мной. Дети ходили в международные школы. Моя старшая дочка родилась в Корее, а выросла в Мексике.
Если бы Вы могли выбрать одно место жительства, какую страну Вы бы предпочли? Где наиболее лучшие условия жизни лично для вас?
- Пока это Россия. В каждой стране есть свое преимущество. Везде вы найдете что-то привлекательное и что-то сложное. Для меня в России жить несложно. Я понимаю русский язык, я могу читать по-русски, «выживать» со своим русским. Конечно, это интервью мы не смогли бы провести полностью на русском, но попытаться могли. Для меня один из самых интересных городов в России - Нижний Новгород.
Пройдя по предприятию видно, как много внимания руководством завода уделяется вопросу безопасности и экологическим нормам. Опасно ли жить рядом с вашим заводом?
- Нет, не опасно. Наше предприятие было построено с соблюдением самых высоких экологических стандартов. С точки зрения экологии, это самое современное предприятие. Мы вкладываем очень большие средства в развитие природоохранных мероприятий по защите воздуха, воды, почвы, даже по шуму. На предприятии применяются уникальные запатентованные технологии. К примеру, благодаря установке Solox® (технология нашего лицензиара) на участке электролиза полностью отсутствуют жидкие стоки. Технологический цикл предприятия – энерго- и ресурсоэффективен. Мы повторно используем в производственных процессах сырье, воду, пар. В области обращения с отходами мы также достигли высоких результатов: за два года работы предприятия мы сократили объем образования минерального остатка после очистки соли в два раза в сравнении с расчетными показателями. Кроме того, мы ведем работу по его вторичному использованию в строительной сфере. «РусВинил» своим примером демонстрирует, что чистая нефтехимия возможна.
© Фотобанк Лoри
Нас удивило то, что на вашем предприятии мы увидели совсем молодых руководителей производства. Почему?
- У нас молодая технология, вот и специалисты молодые. А если говорить серьезно, то для работы по нашей технологии работник должен обладать серьезными профессиональными навыками и знаниями. Предприятие полностью автоматизировано. По большому счету, в смену заводом управляют 8 человек из операторной. Кому-то со стороны может даже показаться, что завод пустой. Сотрудники стажировались и обучались в Европе в течение нескольких лет. Большая часть производственного персонала говорит по-английски. Команда получилась сильная. Наши люди понимают, что у них очень ответственная работа, содержащая много новых вызовов, и это очень интересно – принимать и отвечать на них. Я всегда говорю коллегам: «Вы должны хотеть приходить на работу», и думается - так оно и есть.
P.S. От редакции портала хотелось бы добавить, что каждая встреча с г-ном Гюнтером Надольны для нас - большая радость. Харизматичный человек, авторитетный профессионал и интересный собеседник, г-н Надольны притягивает к себе людей и общение с ним никого не оставляет равнодушным. Спасибо!
Комментарии(1)
Комментарии(1)
Надольны очень опытный специалист. Без него не было бы такого предприятия.