Период кризиса послужил своего рода фильтром во многих отраслях экономики и бизнеса, в том числе и на российском рынке DIY. Слабые игроки прекратили свое существование, сильные, напротив, укрепили позиции. Подробнее о падениях и взлетах сетей DIY в материале портала ОКНА МЕДИА.
Популярные сегодня DIY сети (в переводе на русский язык DIY расшифровывается как «сделай это сам») – гипермаркеты строительных и отделочных материалов для дома, - взяли старт своего активного развития в России более десяти лет назад. За эти годы в стране прочно закрепились такие крупнейшие международные сети гипермаркетов строительных материалов и товаров для дома как Leroy Merlin, IKEA, Castorama, OBI, Петрович и другие.
Фото: гипермаркет строительных материалов
Рынок DIY в 2016 году
С 2005 года ежегодно рост рынка DIY составлял 22-28 %, вплоть до кризисного 2009 года, когда падение в этом сегменте показало 12,5 %. Однако, уже с 2010 года направление DIY вновь начало расти на 8-24 % ежегодно, до наступления следующего кризиса – по итогам 2015 года оборот рынка сократился на 5 %, итоги 2016 года отражают падение рынка на 6 % в годовом выражении.
Динамика рынка DIY с 2005 по 2016 гг., прогноз на 2017 год
По данным агентства INFOLine
Если рассмотреть рынок по структуре потребления, наибольшее падение в 2016 году зафиксировано в категории строительные материалы – минус 17 % в годовом выражении, оборот составил 290 миллиардов рублей. Аналитики отрасли связывают такой тренд, в первую очередь, с падением строительного рынка в сегменте индивидуального жилищного домостроения – на 6,4 % по итогам 2016 года, а также с растущей популярностью квартир «с отделкой под ключ» на первичном рынке недвижимости.
Оборот рынка DIY в 2015-2016 гг., млрд. руб.
По данным агентства INFOLine
В остальном, динамика годового оборота в структуре DIY рынка показала падение, в среднем, на 5 % по трем из направлений, а товары для сада и огорода, напротив, стали продаваться в 2016 году активнее – рост на 8 % за год по сравнению с предыдущим. Рост этого направления, скорее всего, связан со снижением доходов россиян – многие отказались от выездного туризма и проводили отпуска на приусадебных участках, соответственно, уделили большее внимание их обустройству.
Снижение DIY рынка в 2016 году на фоне общего экономического спада в России сыграло и роль укрупнения рынка, послужило очищению его от более слабых игроков и усилению позиций традиционных лидеров отрасли. Так, по итогам прошлого года число гипермаркетов строительных материалов и товаров для дома в России сократилось чуть более чем на 1 % - на территории России к 2017 году работает 406 гипермаркетов сети, в то время как на начало года их было 411. Все закрывшиеся гипермаркеты входили в состав сетей, прошедших процедуру банкротства – это известные российские ритейлеры Домоцентр, Метрика, Трест СКМ.
В 2017 году эксперты отрасли ожидают рост рынка не менее чем на 1-2 %.
Рынок DIY укрупняется
В свою очередь, ведущие игроки DIY рынка, напротив, укрепили свои позиции. В 2016 году в России появилось 43 новые точки продаж, лидером в этом направлении стал традиционный лидер рынка Leroy Merlin – сеть открыла 16 гипермаркетов. Всего рост объемов торговых площадей, зафиксированный у 40 представителей отрасли, в 2016 году составил 20 % в годовом выражении – 385 тысяч квадратных метров.
Стоит отметить и российскую торговую сеть Петрович, которая в 2016 году не только открыла новые точки продаж, с целью освоения столичного рынка, но и увеличила выручку на 20 %, до 31 млрд. руб., благодаря чему вошла в тройку лидеров рынка наряду с Leroy Merlin и Castorama. Во многом своим ростом лидеры отрасли обязаны инновационному подходу. Например, Leroy Merlin все большее внимание уделяет развитию on-line сервисов продаж, но самой новаторской считается сеть Петрович, наряду с внедрением всевозможных мобильных сервисов и приложений, использующая мобильные офисы продаж строительных материалов, передовые мировые разработки в оснащении торговых залов сети.
Очевидно, что рынок DIY укрупняется. Кроме того, на первый план в числе конкурентных преимуществ выходит инновационный подход к продажам, внедрение передовых технологий в процесс взаимодействия с клиентом.
Фото: инновационный подход в развитии технологий продаж
DIY гипермаркеты и оконный рынок
DIY ритейлеры, реализующие готовые пластиковые окна, занимают незначительную долю – менее 1 %. Из-за разницы в размерах оконных проемов даже в типовых новостройках предпочтительными остаются пластиковые окна на заказ, изготовленные по индивидуальным размерам. В сетях строительных материалов преимущественно предлагаются пластиковые окна эконом-класса, которые в основном, устанавливают на дачах. Примечательно, что тройка лидеров рынка DIY отдает предпочтение более качественным пластиковым окнам. Например, Петрович реализует окна, изготовленные из ПВХ-профиля марок REHAU, WHS, а Castorama предлагает своим потребителям мансардные окна.
Оконным компаниям стоит обратить внимание на инструменты в технологиях продаж, которыми пользуются лидеры отрасли строительных материалов и товаров для дома, для обеспечения и удержания лидерских позиций, увеличения прибыли даже в условиях кризиса.ОКНА МЕДИА рекомендует прочесть:
Новые технологии покупки окон в магазине Петрович
Кризис увеличил спрос на noname товары
Комментарии(0)
Комментарии(0)