Стекло в самолете является самой уязвимой частью. Производители постоянно совершенствуют технологии его изготовления, уделяя особое внимание безопасности. О причинах повреждения стекла, рисках с ним связанных и способах защиты остекления кабин самолетов в материале портала ОКНА МЕДИА.
Треснутое стекло в самолете – случаи из жизни
Трещина в стекле воздушного судна может привести к печальным последствиям. Разгерметизация кабины лайнера при появлении трещины – вполне реальное явление.
Последний случай, связанный с экстренной посадкой лайнера произошел в новом году. 14 января Боинг 737-800, летевший в Пермь, был вынужден вернуться в аэропорт «Внуково» из-за обнаружения трещины в форточке второго пилота. При инциденте никто не пострадал.
В феврале 2016 аэробус авиакомпании «Аэрофлот», направляющийся на Дальний Восток, совершил аварийную посадку в «Шереметьево» по той же причине. Тогда тоже обошлось без жертв.
В некоторых случаях пилоты принимают решения следовать до места назначения, несмотря на видимые трещины и повреждения. Например, 19 января 2017 года командир воздушного судна, летевшего из Владивостока на Камчатку, принял решение продолжать маршрут и не совершать вынужденную посадку из-за трещины в светопрозрачной конструкции в кабине пилотов. Полет закончился благополучно.
Экипаж авиалайнера авиакомпании «Люфтганза» перед посадкой в аэропорту «Домодедово» сообщил о неполадках на борту и возможной угрозе возгорания. Все аварийные службы аэропорта были приведены в готовность, но, к счастью, борт приземлился благополучно, пострадавших не было. Причиной беспокойства пилотов стал перегрев лобового стекла в кабине.
Фото: Boing737
Один из самых известных инцидентов произошел в июне 1990 года, когда у авиалайнера авиакомпании «British Airways» летевшего из Бирмингема в Малагу, через 13 минут после взлета вылетело лобовое стекло. На высоте более 5000 метров крепления ветрового стекла не выдержали, и оно сорвалось с передней части фюзеляжа. Поток воздуха, потянув командира лайнера, выбросил его из кабины самолета.
Командир воздушного судна и бортпроводник, который удерживал его все время до аварийной посадки самолета в Саутгемптоне, получили травмы, остальные члены экипажа и пассажиры не пострадали. Причиной вылета «лобовика» стала его неправильная установка. Болты, которые использовались для его крепления, не соответствовали необходимым техническим регламентам, вследствие чего они не выдержали разницы давления, и ветровое стекло вылетело наружу.
Причины появления трещин и риски при поврежденном стекле
Многие эксперты уверяют, что треснутая ветровая светопрозрачная конструкция в самолете не представляет реальной опасности для пассажиров. Но все же, трещина, даже небольшая, может привести к разгерметизации кабины, что смертельно опасно.
Лобовая конструкция в лайнере может треснуть от столкновения с птицами, от резкого перепада температур, давления, что в полете встречается постоянно. Использование неправильных или дефектных элементов для установки также может привести к образованию трещин. Даже при небольшом разрушении стекло покрывается «паутиной» мелких трещин, что снижает его прозрачность и ведет к возникновению аварийной ситуации.
Помимо этого, человеческий фактор также может стать причиной повреждения стекла. Например, халатное исполнение обязанностей технической службы и самих пилотов при работе с нагревательными элементами, встроенными в стекло.
Последствием поврежденной лобовой светопрозрачной конструкции становится декомпрессия (резкое падение давления воздуха), что на большой высоте может привести к печальному исходу.
Стекло в самолете является важной и до сих пор самой уязвимой его частью, несмотря на развитие технологий и новых методов его изготовления.
Что представляет собой стекло для самолетов
Стекло для остекления кабин авиалайнеров большей прочностью и безопасностью, по сравнению с обычными, и способно выдерживать удары птиц и пуль. Но и здесь бывают исключения. Разная скорость и давление при столкновении самолета с птицей или с другим объектом могут стать причиной его разрушения.
Лобовая светопрозрачная конструкция для самолетов может представлять собой триплекс, пентоплекс или полиплекс из нескольких слоев высокопрочного прозрачного стекла с прозрачной прослойкой между ними. Толщина каждого слоя варьируется от 1 до 25 мм, а общая толщина достигает 100 мм. Вес полностью собранной конструкции составляет около 150 кг. Такой вид остекления кабин способствует предотвращению мгновенной разгерметизации кабины пилотов в случае повреждения внешнего слоя.
Стекло, используемое для остекления кабин, обладает высокими показателями прозрачности и огнестойкости и способно сохранять свои свойства при температурах от 60 С˚ до +60 С˚.
Фото: Лобовое стекло самолета
Помимо этого, для предотвращения обледенения внешнего слоя лобового стекла, используются специальные нагревательные элементы в виде прослойки между внешним слоем и следующим. Нагревательные элементы автоматически не включаются при вхождении воздушного судна в зону интенсивного обледенения, пилот должен сам контролировать работу нагревательных приборов.
Неправильная работа с нагревательными элементами может послужить причиной появления трещин на стеклах. Многие пилоты из-за забывчивости или плохой подготовленности забывают выключать нагревательные элементы при выходе из зоны обледенения. Постоянно работающие нагревательные приборы могут привести к перегреву стекол, что также является причиной появления трещин и возникновения угрозы возгорания.
На сегодняшний день ученые-исследователи работают над тем, чтобы улучшить термостабильность стекол авиалайнеров, так как разница в температуре основная проблема в возникновении трещин. И хоть пока разрушение лобовых стекол ни разу не приводило к катастрофе, проблему нужно решать.
Развитие технологий и заинтересованность этим вопросом многих исследовательских институтов, в том числе и Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов, позволяет с надеждой смотреть на будущее прочных и термостабильных лобовых стекол самолетов.
ОКНА МЕДИА рекомендует: Что такое триплекс?
Комментарии(0)
Комментарии(0)